Афанасьева Ирина Васильевна

Одним из важнейших направлений социальной политики государства – создание эффективных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Отвечает эксперт доцент кафедры Юридической психологии МГППУ Афанасьева И.В.

Существующие детские учреждения в виде крупных домов-интернатов не позволяют создать нормальные условия для ребенка, позволяющие ему чувствовать семейный уют, любовь и уважение взрослых. Казарменный образ жизни в детских домах не дает ребенку почувствовать себя защищенным и любящим. Такие дети не могут заниматься чем-то самостоятельно, без давления сверху. Впоследствии, они привыкают к постоянному контролю сверху, и им трудно самим принимать решения в тех или иных ситуациях. Выходцы из детских домов, как правило, с трудом создают полноценную семью, поскольку   у них отсутствует чувство привязанности к родителям.

Следовательно, назрела необходимость в более действенных формах воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, например, в виде детских домах семейного типа (ДДСТ), где у ребенка будут и родители, братья и сестры, хотя и приемные. Организация воспитательного процесса в них приближена к полноценной семье. И очевидно, что они (ДДСТ) будут намного более эффективными в части создания условий для свободного развития личности ребенка чем государственные дома-интернаты и детские дома.

В европейских странах проблема устройства жизни таких детей успешно решается. Семейные детские дома начали создаваться после войны, когда было много детей-сирот и бездомных.

Инициатором создания первых детских деревень стал австриец Герман Гмайнер. Его идея заключалась в том, чтобы помочь детям-сиротам вернуться в семью – не в детский дом и не в интернат, а именно в семью, где они снова приобретут мать, братьев и сестер. Вначале был построен только дом для одной семьи, в которой названная мать – одинокая женщина воспитывала от шести до девяти приемных детей. Постепенно рядом с этим домом вырастали новые, и вскоре образовалась деревня, которую стали называть детской. Руководство этой деревней выполнял директор, который со своей семьей тоже жил в ней[1].

Сегодня на всех континентах работают более 500 Детских деревень-SOS и еще 1500 различных программ и проектов по помощи детям в трудных жизненных ситуациях, в том числе профилактике социального сиротства.

Первая российская Детская деревня-SOS была построена в подмосковном Томилино в 1996 году, рассчитана на проживание более 60 детей. Количество семейных домов: 11 (в два этажа каждый). Штат деревни 35 человек. Сегодня на территории РФ работают 6 Детских деревень-SOS (Томилино, Лаврово, Пушкин, Кандалакша, Псков, Вологда).

Эффективность таких деревень дает высокий воспитательный результат. Но этого количества на всю страну не хватает и требует вмешательства государства, государственного финансирования и правового закрепления.

Детская деревня семейного типа как одна из форм воспитания детей, оставшихся без родительского попечения, в федеральном законодательстве нашей страны не закреплена. Законопроекты субъектов Российской Федерации, на территории которых существуют детские деревни, до сих пор не приняты. Поэтому они существуют на спонсорские деньги, в большинстве международные. Хотя во многих странах, бывших республиках СССР,  деятельность таких деревень утверждена соответствующим законом на уровне государства. Например, в Республике Казахстан действует закон республики № 113-II «О детских деревнях семейного типа и Домах юношества» от 13 декабря 2000 г[2]., в Республике Беларусь – постановление Министерства образования от 12 мая 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о Детской деревне (городке)» и т.п. Отсутствие же подобного закона в России создает определенные трудности в становлении и развитии данной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[3].

В основе деятельности детских деревень лежат 4 принципа, сформулированных основателем детских деревень Германом Гмайнером:

  • 1. У каждого ребенка должна быть мама, а не воспитательница. Мама живет одной жизнью с детьми, развивая прочные внутрисемейные отношения. Одновременно мама профессионально работает в данной деревне: учителем, поваром, воспитателем, соцработником, другими словами, в соответствии со своим образованием и специальностью.
  • Мама в большинстве случаев не имеют специального педагогического образования, решающими при приеме на работу являются чисто человеческие качества и развитые материнские чувства.
  • 2. У ребенка должны быть братья и сестры разных возрастов, которые живут вместе одной семьей. При этом родные братья и сестры всегда растут в одной семье, что позволяет сохранить кровные связи с близкими, поскольку шансов на единовременное усыновление или опекунство у них практически нет, а государственная система предполагает проживание в одном детском доме ребят одной возрастной группы[4].
  • 3.  Каждая семья создает свой дом. Дом – одно из самых дорогих мест в жизни каждого из человека. И по-настоящему может быть счастлив тот ребенок, который постоянно ощущает тепло и заботу домашних, знает, что такое семейные традиции и хлопоты. Дом становится родным очагом для всей семьи со своей особой атмосферой и ритмом жизни.
  • 4. Семейная Деревня являются частью общества. Приемные семьи живут рядом, вместе образуя детскую деревню – своеобразное сообщество, специфическую педагогическую среду, в которой создана атмосфера взаимной поддержки. Семьи делятся опытом и в случае необходимости помогают друг другу. С помощью семьи, деревни и общества каждый ребенок учится активно участвовать в жизни. Это такой своеобразный мостик в окружающий мир, обеспечивающий надежную адаптацию детей в обществе. Деревня не изолирована от окружающего мира, ребят взаперти никто не держит, все режимные моменты исключены. Дети ходят в обычные школы, детские сады, кружки и спортивные секции, музыкальные школы, а когда болеют, посещают вместе с приемной мамой участкового врача. их общение со сверстниками не ограничивается, детская деревня открыта для друзей[5].

В детской деревне отцовские функции распределены между сотрудниками мужского пола: директором детской деревни, мастером деревни, педагогическим персоналом и школьными учителями. Особая роль отведена директору детской деревни, который является опекуном воспитанников, руководителем SOS-мам и проживает на территории деревни[6]. По нашему мнению, это большая ошибка, когда в семье нет своего папы, он общий на несколько семей. Необходимо создание полноценных семей и с мамой, и с папой. Тогда и дети, взрослея в таких семьях, будут создавать полноценные семьи, а не жить в незарегистрированных браках.

Необходимость в такой форме воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, как детские дома семейного типа, семейные деревни, назрела. Можно использовать готовые модели создания таких семейных домов с корректировками на полноценные семьи. Но без помощи государства такая форма существовать полноценно не может. Надеяться исключительно на благотворительность не стоит, такая форма не сможет развиваться повсеместно. Поскольку у «благотворителя» не хватает материальных ресурсов, соответствующего кадрового потенциала.

Поэтому, необходимо в статью 123 Семейного кодекса РФ «Устройство детей, оставшихся без попечения родителей» внести дополнение: что «Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо детский дом семейного типа».


[1] Строительство детской деревни с разработкой культурно-воспитательного центра в пгт. Долгое// http://diplomba.ru/work/45587.

[2] Закон Республики Казахстан от 13 декабря 2000 года № 113-II «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 14.07.2022 г.)

[3] Лагойда Н.Г. Долгосрочная модель воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в детской деревне – sos.

[4] Киселёва Н.А., Соловьёв И.И. Детская деревня-sos как альтернативная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/      Псковский регионологический журнал, 2014.

[5] Лагойда Н.Г. Развитие системы детских деревень как новой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. – Издательство: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова ,Улан-Удэ, 2010.

[6]   Лагойда Н.Г. Развитие системы детских деревень как новой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. – Издательство: Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова ,Улан-Удэ, 2010.

[7] Митяев Л.М. Детская деревня SOS – новая форма детского дома семейного типа // Социальная педагогика. – 2003. – №3. – С.88.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *